1. Провести "мини-аудит".Возьмите лист бумаги. Запишите:
- кто где хранит данные;
- где есть уязвимости (например, расшаренные папки);
- кто имеет доступ к чему.
2. Обучить сотрудников.Пять правил:
- Не открывай письма от нигерийских принцев.
- Не качай «бесплатные справочники по учёту» с форумов.
- Не вставляй чужие флешки.
- Не пиши пароль на стикере. Тем более — не приклеивай его к монитору.
- Не говори пароль никому. Даже коту.
3. Использовать облачные решения.Google Workspace, Яндекс-360, Microsoft 365 — это уже не про «дорого». Это про «безопасно и удобно». Там уже встроена защита получше, чем у половины офисных компьютеров.
4. Простой фаервол.Даже домашний роутер умеет фильтровать трафик. Просто включите это. Или попросите знакомого айтишника.